КЛИНИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
Аннотация
Своевременное распознавание и коррекция нервно-психических нарушений в детском возрасте позволяет обеспечить благоприятный исход поражения ЦНС и уменьшить глубину поведенческих расстройств (Азимова Х.М. и др., 2006; Бондаренко Е.С. и др., 1995). Цель исследования. Изучить неврологические и клинико – психологические аспекты ММД у детей. Материалы и методы исследования. В работе представлены неврологические и клинико – психологические вопросы минимальных мозговых дисфункции (ММД) у детей посещающих в массовые дошкольные учреждения гг.Андижана и Намангана в период 2011-2014 гг. Объектом исследования стали 115 ребенка в возрасте 3-7 лет (средний возраст 4,7 ± 1,7 лет) с ММД. Диагноз ММД устанавливался при наличии соответствующих диагностических критериев согласно МКБ-10. Контрольная группа включала 50 здоровых детей, сопоставимых по полу и возрасту с основной группой. Результаты и обсуждение: Распространенность данного заболевания в организованных детских учреждениях городах Андижана и Наманган среди детей дошкольного возраста ММД встречается у 9,2 %, а в группе детей раннего школьного возраста – у 8,3 % детей. Возрастно-половые особенности течения заболевания проявляются преобладанием ММД среди мальчиков (6,4% и 2,8 % соответственно), а также в различной структуре нарушений поведения у детей обоего пола. Выводы: Введение в практику обследования пациентов с ММД комплекса несложных психодиагностических методик позволило выявлять нарушения деятельности ЦНС у больных с ММД на ранних этапах.
Ключевые слова:
Об авторах
Список литературы
Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.
Горшенева, С. В. Нейропсихологический анализ синдромов минимальных мозговых дисфункций // Коррекционная педагогика. – 2007. №1 (19). – С. 24-27.
Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
Ноговицина О.Р., Левитина Е.В. Неврологический аспект клиники, патофизиологии и коррекции нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Журнал неврологии и психиатрии. — 2006. — №2. — С. 17-20.
Эльконин, Д. Б. Проблемы психодиагностики. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : Просвещение, 1989. – 301 с.
Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб., 2007. - 136 с.
Biederman J., Faraone S.V. Attention-deficit hyperactivity disorder // Lancet. - 2005. - Vol. 366, № 9481. - P. 237-248.
Mick E., Biederman J., Faraone S.V., Sayer J., Kleinman S. Case-control study of attention-deficit hyperactivity disorder and maternal smoking, alcohol use, and drug use during pregnancy // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 2006. — Vol. 41, № 4. — P. 378-385.
Mick E., Biederman J., Prince J., Fisc her M.J., Faraone S.V. Impact of low birth weight on attention-deficit hyperactivity disorder // Journal of developmental and behavioral pediatrics: JDBP. — 2006. — Vol. 23, № 1. — P. 16-22.
Still G.F. Some abnormal psychical conditions in children // Lancet. -2010 — Vol. 29. — P. 1008—1012.